Блестящий текст по грустному поводу. Автор — профессор кафедры микробиологии биофака СПбГУ, учёный-вирусолог, которого знаю лично почти 40 лет. Желающие поспорить — пожалуйста, воздержитесь делать это на моей странице, даже отвечать не стану: для меня существует только профессиональное мнение. Сегодня у коронавируса день рождения, ему исполнилось 2 года – 17 ноября 2019 года в Китае был зарегистрирован первый случай острой вирусной инфекции, которая затем получила имя «Ковид» и навсегда вошла в историю человечества.
На сегодняшний день коронавирус только по официальным данным унес 5 миллионов 120 тысяч жизней. Думаю, это число можно спокойно увеличить минимум еще на миллион – скорее всего, в странах Азии, Африки, Латинской Америки учет смертей не является точным, а во многих странах умершим официально записывали их основное заболевание как причину смерти, а ковид просто этим людям «помог». К тому же отложенная смертность, когда люди умирают спустя несколько месяцев после ковида от того, что коронавирус расшатал их здоровье и спровоцировал инфаркты, инсульты и прочие летальные заболевания, также очень велика, и эти люди тоже не попадают в официальные цифры.
За два года на Земле от коронавируса полностью вымер город с населением Лондона или Рио-де Жанейро.
А у нас в России? А у нас по официальным данным умерло 255 тысяч человек (это как целый Таганрог или Петрозаводск), а с учетом цифр по избыточной смертности населения (то есть в сравнении с доковидными годами) – почти втрое больше, около 700 тысяч. Это уже почти как Краснодар. И весь такой город уехал на кладбище.
Каждый день с середины октября в стране умирает от ковида больше тысячи человек в день. С начала июля – больше 700 человек в день. Попробуйте представить это число. Прикиньте, сколько получится за год. У нас объявляют траур, когда где-то происходит страшное ДТП и погибает 20-30 человек, начинается обсуждение того, как сделать так, чтобы таких событий не происходило. И это правильно, так и должно быть. Но от ковида каждый день умирает 700 человек с середины лета, больше 1000 в день весь последний месяц – и мы все уже к этому привыкли! К Новому году такими темпами от ковида умрет еще тысяч шестьдесят человек, которые сегодня даже не подозревают, что не доживут до 2022-го. И среди них может быть каждый, кто не вакцинирован или не отделался легким течением ковида – как все уже знают, штамм дельта нередко убивает не только пожилых из группы риска, но и вполне молодых и здоровых людей.
Самое глупое в этих смертях – выход сейчас есть, умирать совсем не обязательно! И этот выход - вакцинация. Спасательный жилет рядом с вами, он доступен всем, вы можете надеть его и не заметить, он невидимый – но он защитит вас от тяжелого протекания болезни и не даст вам умереть!
Но нет! Половина населения в ус не дует, не идет прививаться и не желает даже признать опасность. Многие живут в уверенности, что ни они сами, ни их близкие и друзья в этот список умирающих не попадут. Смерть – она там, за стенами больниц, а мы здесь, и что мы хотим? Свободу! Когда мы ее хотим? Сейчас! А смерть проще отрицать, чем признать, что она сейчас все время ходит рядом. Многие опасаются, но надеются на лучшее – «я не заболею», «у меня хороший иммунитет», «главное – настрой». Это напоминает историю, которую рассказывал Король в «Обыкновенном чуде», помните? «Во мне вдруг проснулся дед с материнской стороны. Он был неженка. Он так боялся боли, что при малейшем несчастье замирал, ничего не предпринимал, а все надеялся на лучшее. Когда при нем душили его любимую жену, он стоял возле да уговаривал: потерпи, может быть все обойдется!» Вот они и терпят сами, и уговаривают других. Не обходится. Заболевают. Иногда умирают. А можно было бы жить.
Сейчас поднимается волна протестов против QR-кодов, эти люди (в основном, конечно, антипрививочники, среди них мало по-настоящему убежденных борцов за права человека) требуют сохранения медицинской тайны, «нет сегрегации» и так далее. Дорогие сограждане! У нас эпидемия, если кто не знает! Каждый из нас может быть перенчосиком вируса и может заразить других людей! При этом невакцинированные и непереболевшие люди производят в разы больше вируса, чем люди, у которых уже есть иммунитет. Объясню на пальцах: в одних и тех же условиях непривитый человек заразит 10 людей, а привитый – одного. Чувствуете разницу? Понимаете, почему человек без иммунитета к короне опаснее, чем привитый, в цепочках передачи вируса? Если поняли, то не так сложно понять необходимость QR-кодов. Код подтверждает факт того, что человек «встречался» с вирусом и, вероятнее всего, не будет его активным распространителем. Код показывает другим людям – «я безопасен». Нет кода – «я не безопасен». Где тут ущемление чьих-то прав? Вы сядете в такси к водителю, который на вопрос «не выпили ли вы перед сменой» ответит – это моя медицинская тайна? Ну так, а почему с вами рядом тогда должны ехать в автобусе или сидеть в кино другие люди, если вы считаете, что это исключительно ваше личное дело, привиты ли вы? Жизни этих людей – в ваших руках. И на ваших руках уже, увы, есть смерти, господа антипрививочники. Не знаю, понимаете ли вы это. Но подумайте об этом.
Вообще вся эта «сегрегация», о которой столько шума – это сегрегация на образованных и серых, извините - на умных и дураков. На тех, кто понимает, что наука оперирует знаниями, и тех, кто считает, что в науку можно верить, а можно не верить. Вакцины – это не предмет веры, это результат работы и продукт знаний человечества. Да, эти знания достаточно сложны, и не каждый обязан знать, как работает иммунная система человека. Но подавляющее большинство из нас не знает, как работает компьютер, почему едет автомобиль и из чего делают наши любимые лекарства, которыми мы закидываемся при первом чихе. Это все – результаты научно-технического прогресса, и человечество просто доверяет ему. Давайте доверять вакцинам – тем более в такой критический момент, как сейчас. Вакцины спасают жизни.
Не хотите признавать, что смерть от ковида рядом с вами – подумайте о врачах. Врачи в «красных зонах» больниц уже полтора года бьются с этой болезнью, бьются со смертью, спасают и спасают жизни. Тратят на это свои жизни. Они как пожарные. Вряд ли кто-то станет спорить, что пожарный – это профессия, подразумевающая героизм. Пожарные идут в огонь, когда нужно. Так вот врачи вошли в свой «огонь» уже полтора года назад, и не выходят оттуда с тех пор. Их «пожар» не заканчивается, и он не закончится еще года два, если народ не поймет, что остановить его только в наших общих силах, и для этого всего лишь нужно привиться.
Локдауны – не для того, чтобы справиться с эпидемией. Сейчас, увы, карантином и самоизоляцией справиться уже невозможно. Локдауны нужны в первую очередь для того, чтобы снизить нагрузку на больницы. И это очень важно, потому что система здравоохранения не резиновая, а у врачей не семь жизней, и даже не семь жил. И им еще надо успевать спасать людей от других тяжелых болезней, а не только от ковида. Поэтому локдауны исключительно важны, и то, что, как писали СМИ, горожане «вышли на улицы города, чтобы отпраздновать ковикулы», говорит о выдающейся безответственности граждан. В итоге локдаун получился фиктивный. Но не притормозить, а остановить эпидемию может только вакцинация, причем по возможности массовая и за короткий промежуток времени.
Очень плохо, что пока в Россию не допущены вакцины из других стран – на мой взгляд, совершенно неправильно, что сейчас идет «вакцинный торг», нужно как можно скорее признать западные вакцины у нас, а Спутник и Ковивак – у них. Но: Спутник – отличная вакцина! Спутник работает, и Спутник защищает. В этом нет никаких сомнений. Нет никаких причин опасаться этой вакцины.
В заключение этого текста процитирую своего брата Иванъ Потехинъ : «Нынешняя социальная жизнь в России становится напоминающей принудительную массовую оргию, в которой участники беззаботно и беспорядочно любят друг друга без презервативов, аргументируя это тем, что презервативы фуфло, а организаторы - твари. Притом на входе презервативы выдают бесплатно. Задумайтесь об этом и защитите себя, независимо от того, доверяете вы лицам, выдающим условные кондомы, или нет». Лучше не скажешь.